Полезная информация

Материалы для студента

Всё для студента IT » Материалы для студента » Человеко-машинное взаимодействие

Исследование пользовательского интерфейса. Вариант 3.

Интерфейс 1

Интерфейс 2

PS: А знаете ли Вы как быстро сделать скриншоты? Например, мы получили их, так как у нас есть удобная программа для снятия скриншотов, а также руки и голова. ;) А если серьезно, то "Принтскрином" пользоваться уже стало не очень удобно, т.к. хочется, так сказать, комфорта во всем.

1. Определим тип модели человеко-машинного взаимодействия для двух предложенных вариантов интерфейсов:
Человеко-машинное взаимодействие (ЧМВ), или иначе пользовательский интерфейс (ПИ) обеспечивает связь между пользователем и компьютером. Он позволяет достигать поставленных целей, успешно находить решение поставленной задачи. Взаимодействие - обмен действиями и реакциями на эти действия между компьютером и пользователем.
ПИ - совокупность информационной модели предметной области, средств и способов взаимодействия пользователя с информационной моделью, а также компонентов, обеспечивающих формирование информационной модели в процессе работы программной системы. Информационная модель - условное представление предметной области, формируемое с помощью визуальных и звуковых компьютерных объектов, отражающих состав и взаимодействие реальных компонентов предметной области.
В данном случае тип модели человеко-машинного взаимодействия (для двух интерфейсов) – МОДЕЛЬ ПОЛЬЗОВАТЕЛЬ.
Данная модель ориентирована на пользователя (допустим, сотрудника какой-то организации) и должна выполнять ряд тех задач, которые предъявляет к ней пользователь.

2. Дадим детальную оценку  эффективности предложенных вариантов интерфейсов, учитывая соответствие известным принципам проектирования (простоты, видимости, и т.п.):
1. Структурный принцип
Организация  пользовательского  интерфейса  должна  быть целесообразной,  осмысленной  и  удобной.  Она  должна  базироваться  на четких,  целостных  моделях,  очевидных  и  распознаваемых пользователями. При этом родственные понятии должны быть связаны, а  независимые  —  разделены.  Непохожие  элементы  должны дифференцироваться, а похожие — выглядеть похоже.
2. Принцип простоты
Следует  максимально  упрощать  управление  наиболее распространенными  операциями.  При  этом  общение  с  пользователем должно  вестись на  понятном  для него  языке. Должны предоставляться ссылки, логичным образом указывающие на более сложные процедуры.
3. Принцип видимости
Все  функции  и  данные,  необходимые  для  выполнения  данной задачи,  должны  быть  видны,  чтобы  пользователь  не  отвлекался  на дополнительную и избыточную информацию.
4. Принцип обратной связи
Следует сообщать  пользователям  о  действиях  системы,  ее  реакциях, изменениях  состояния  или  ситуации,  об  ошибках  и  исключениях, которые важны для них. Сообщения должны быть четкими, краткими, однозначными и написанными на языке, понятном пользователю.
5. Принцип толерантности
Интерфейс должен быть гибким и толерантным. Ущерб, наносимый ошибками  пользователи,  необходимо  снижать  за  счет  возможности отмены  и  повтора  действий  и  за  счет  предотвращения  появлений  этих ошибок  путем  анализа  различных  форматов  ввода  и  разумной  интерпретации любых разумных действий.
6. Принцип повторного использования
Следует  многократно  использовать  внутренние  и  внешние компоненты  и  принципы  поведения  системы,  поддерживая устойчивость  осмысленно,  а  не  просто  за  счет  избыточности.  Это способствует уменьшению объема информации, которую пользователям приходится  запоминать  и  о  которой  приходится  думать  каждый  раз заново.

Принцип/
№ Интерфейса

Интерфейс № 1
(Сталкер (номер 200))

Интерфейс № 2
(Профиль сотрудника)

Структурный принцип

Структурный  принцип  связан  с  общей  архитектурой  интерфейса  и
напрямую  отражает  представление  о пользовательском  интерфейсе  как  о диалоге  между  разработчиками  и  пользователями.  Анализируя предложенный интерфейс по данному принципу, можно прийти к выводу о том, что структура интерфейса недостаточно продумана и сложна. Пользователю будет довольно сложно работать с данным интерфейсом.

Организация  хороших интерфейсов  продумывается  очень  тщательно,  таким  образом,  чтобы отражать  структуру  решаемых  системой  задач  и  способ  мышления пользователей  относительно  этих  задач. Оценивая этот интерфейс на соответствие структурному принципу, можно сделать следующий вывод: пользовательский интерфейс достаточно хорошо структурирован. Расположение визуальных  компо-нентов  внутри  форм  и  их  распределение между  ними проду-мано и логично.

Принцип простоты

Рассматриваемый интерфейс достаточно сложен для понимания. Расположение кнопок, окон недостаточно удобно. Пользователю, который впервые увидит данный интерфейс и в последующем будет с ним работать, будет довольно сложно понять, как именно с ним работать и что обозначает та или иная надпись. Принцип простоты в этом пользовательском интерфейсе не выполнен.

Процесс проектирования интерфейса — это всегда борьба за компромисс Упрощение чего-то  одного  неизбежно  приводит  к  усложнению  чего-то  другого. Однако, для данного интерфейса можно утверждать, что принцип простоты выполнен. Интерфейс не перегружен лишними кнопками, окнами, непонятными надписями. Следует отметить довольно простое расположение элементов на форме интерфейса.

Принцип видимости

Принцип видимости  связан  с проектированием  таких пользовательских интерфейсов,  в  которых  видны  все  элементы,  нужные  для  выполнения опреде-ленной задачи. Оценивая интерфейс по этому принципу можно сказать, что интерфейс соответствует данному принципу, так как все окна видны для пользователя. В интерфейсы явно видны все нужные и важные функции, однако интерфейс будет смущать пользователя избыточной информацией.

Интерфейс должен оставлять  видимыми те  и  только  те  элементы,  которые  действительно  нужны  пользователю  для выполнения операции. Для данного интерфейса видим, что все нужные элементы для выполнения операции видны для пользователя, и для достижения определенной цели пользователю не нужно будет отвлекаться на избыточную и ненужную инфор-мацию.

Принцип обратной связи

 

Хорошие  пользовательские  интерфейсы  находятся  в  диалоге  с пользователями,  сообщая  им  о  том,  что  происходит  в  системе.  Принцип обратной связи указывает разработчикам некоторые правила этого диалога, однако проанализировать данный принцип сейчас невозможно, так как сейчас трудно выяснить, как система будет реагировать на то или иное действие пользователя и насколько кратким и понятным оно будет. Пользователь  должен заметить послание к нему, а его внимание может привлечь движение и выделяющийся  цвет. Практичные системы информируют пользователя о множестве вещей. К примеру,  они  должны  позволять  ему  узнавать  о  том,  как  воспринимаются вводимые  им  данные.  Всякий  раз,  когда  меняется  внутреннее  состояние системы,  и  это  может  оказать  какое-либо  влияние  на  работу  пользователя, его  следует  уведомлять  об  этом,  особенно  если  меняется  интерпретация системой его действий. Разумеется, пользователь должен знать о действиях, которые запрещены или игнорируются. При этом принцип обратной связи не может  служить  оправданием  созданию  бесконечных  окошек  сообщений. Пользователям  также  требуются  сообщения  об  ошибках  и исключительных  ситуациях.  В  программах  эти  сообщения должны быть  неинформативны  и не вводить  пользователя  в  заблуждение.

Принцип толерантности

Чем  практичнее  система,  тем сильнее  она  помогает  пользователям  избежать  ошибок. Однако в данном случае можно утверждать, что при работе с программой пользователи будут допускать значительно количество ошибок  при работе с программой и при вводе данных в систему. Проверка  всех  полей  разом  по окончании  ввода  данных  будет оправданным методом в данной системе. При  этом  толерантности  системе  добавит  автоматическая подсветка поля с неправильными данными, установка на него курсора, плюс короткое,  информативное  сообщение  в  строке  состояния. Насколько этот принцип отражен в этом интерфейсе проанализировать сложно.

Так как пользовательский интерфейс достаточно прост для восприятия, можно утверждать, что при работе с ним пользователь допустит минимальное количество ошибок. Однако, как и в случае с Интерфейсом № 1, разумно будет использовать в программе проверку  всех  полей  разом  по окончании  ввода  данных  и автоматическую подсветку полей с неправильными данными или плюс короткое,  информативное  сообщение  в  строке  состояния об ошибках в воде данных.

Принцип повторного использования

Непротиворечивость  расположения  видимых  элементов, целостность  их  внешнего  вида  и  поведения  внутри  интерфейса делает программное обеспечение более простым в изучении и в запоминании того, как им пользоваться. Однако принцип, о котором  столько говорят,  на  практике  реализуется  в  большинстве  случаев  весьма  слабо.  Достичь целостности  внутри  сложного  пользовательского интерфейса  действительно  весьма  непросто.  Более  того,  интерфейсы, обладающие  хорошей  устойчивостью,  зачастую  достигают  ее  ценой  ухудшения других важных критериев.

Оценивая пользовательский интерфейс соответствию данному принципу, в некоторой степени можно утверждать, что интерфейс ему соответствует, так как  видимые  элементы расположены непро-тиворечиво, внешний  вид  целостен.

Непротиворечивость  расположения  видимых  элементов, целостность  их  внешнего  вида  и  поведения  внутри  интерфейса делает Интерфейс № 2 полностью соответствующим принципу повторного использования.

3. Опишем профили пользователей, которые смогут эффективно работать с рассматриваемыми  интерфейсами:

Пример одного из профилей пользователя:


Критерии

Интерфейс № 1
(Сталкер (номер 200))

Интерфейс № 2
(Профиль сотрудника)

Пол

мужской / женский

мужской / женский

Возраст

от 18 лет

от 18 лет

Образование

Выше среднего

Выше среднего

Уровень занимаемой должности

Должность потенциального пользователя – сотрудник фирмы, менеджер, агент по недвижимости и т.д.

Менеджер, рядовой сотрудник, специалист по работе с кадрами  и т.д.

Общий стаж работы с компьютером

Пользователь должен быть уверенным пользователем ПК

Пользователь должен быть уверенным пользователем ПК

Стаж работы с интернетом

От полугода и выше

От полугода и выше

Профессиональные навыки

Коммуникабельность, обучаемость, ответственность, активность, инициативность, решительность.

Коммуникабельность, обучаемость, ответственность, активность, инициативность, решительность.

Способность к развитию

Готовность осваивать новые технологии; быстрая обучаемость незнакомым бизнес-процессам, программам, навыкам и технология

Готовность осваивать новые технологии; быстрая обучаемость незнакомым бизнес-процессам и т.д.

4. Перечислите основные ошибки / недостатки предложенного варианта интерфейса и его достоинства.

Полностью оценить недостатки и ошибки предложенного варианта Интерфейса №1 (Сталкер (номер 200))  невозможно, так как для полного  понимания и восприятия данного интерфейса с программой нужно поработать.
Оценивая внешний вид интерфейса можно сделать найти следующие недостатки и ошибки:

  • Интерфейс слишком перегружен лишней информацией и труден для восприятия.
  • Необходимо обращать особое внимание на удобочитаемость и ясность элементов интерфейса (использовать понятные всем и простые слова!). Однако в данном  случае некоторые надписи трудно расшифровать. Для пользователя, который впервые будет работать с программой, это доставит некоторые неудобства и потребует затраты некоторого времени для поиска информации, что именно значит та или иная надпись: допустим М./ Н.п. - ?
  • Интерфейс перегружен множеством кнопок (верхняя панель), значение некоторых не совсем ясно, однако, можно предположить, что разработчик сделал всплывающие подсказки, которые значительно облегчат работу пользователя и сократят время на поиск значения той или иной кнопки.

Достоинства интерфейса:
1) Так как внимание пользователя привлекает верхний левый угол экрана, самая важная информация размещена именно там, что и выполнено в данной программе.
2) При разработке интерфейса надо ограничивать количество используемых цветов. Из всего многообразия необходимо остановиться на нескольких. Чрезмерное множество цветов будет отвлекать пользователя от выполняемых им задач. Следовательно, к достоинствам можно отнести однородную цветовую гамму интерфейса.
3) Для работы с программой разработчиком учтена справка по программе.

Аналогично предыдущему случаю, в полной мере оценить недостатки и достоинства Интерфейса №2 (Профиль сотрудника) невозможно.
Недостатки:

  • Отсутствие справки по программе;
  • Следует выравнивать компоненты и поля данных по левому краю. Это уменьшает нагрузку на глаза при просмотре экрана. В данном случае это не выполнено.

Достоинства:
1) Учтено пространственное расположение элементов. Связанные друг с другом компоненты экрана размещены рядом, в одной рамке (должность, отдел, паспорт и т.д в одной рамке и фамилия, имя, отчество и т.д. в другой рамке);
2) Удобство чтения и ясность элементов интерфейса (использованы понятные всем и простые слова);
3) Интерфейс выполнен в одном цвете, используется один шрифт.

5. Укажите способы улучшения его структурных и функциональных характеристик.

            Улучшить структурные и функциональные характеристики интерфейса № 1 можно, если:

  • Подробную информацию о текущей записи сделать отрывающейся с помощью отдельной кнопки "Подробно".
  • Окно "Мои заметки (записи)" вынести отдельной кнопкой в верхний левый угол.
  • После вынесения окна "Мои заметки" окно с информацией сдвинуть влево.
  • Поля Кв.м. и Цена поместить под поле Дата.
  • Кнопку "Выполнить запрос" перенести на панель элементов.

Считаю, что особых изменений в интерфейсе № 2 не требуется, так как он является довольно простым и удобным для восприятия, поэтому, улучшением структурных и функциональных характеристик можно пренебречь.

6. Сформулируйте вопросы потенциальному потребителю интерфейса с целью оценки его по основным свойствам (производительность, скорость обучения и т.д.)

Любой интерфейс, независимо от сферы его применения, имеет пять основных свойств, а именно:

    • производительность пользователей;
    • количество человеческих ошибок;
    • скорость обучения работе с системой;
    • субъективное удовлетворение пользователей;
    • способность сохранения пользователями навыков работы с системой в течение длительного времени.

               Скорость выполнения работы является важным критерием эффективности интерфейса. В чистом виде этот критерий ценят довольно редко, но почти всегда он является крайне желательной составляющей целого. Любая попытка как-то увеличить производительность труда всегда встречается положительно.
Длительность выполнения работы пользователем состоит из следующих составных частей:

  • длительности восприятия исходной информации;
  • длительности интеллектуальной работы (в смысле — пользователь думает, что он должен сделать);
  • длительности физических действий пользователя;
  • длительности реакции системы.

В традиционной науке о человеко-машинном взаимодействии роль обучения чрезвычайно велика. Мало того, что в дополнении к самой системе разрабатывается методология обучения её будущих пользователей, так еще и разрабатываются нормативы на пользователей, и если человек будет сочтен неподходящим, к системе его просто не допустят. Напротив, с ПО и сайтами ситуация принципиально иная: как цель ставится возможность работы с системой для любого человека, независимо от его свойств и навыков, при этом целенаправленное обучение пользователей, как правило, не производится. Всё это делает проблему обучения пользователей работе с компьютерной системой чрезвычайно важной.

               Вопросы:

  1. Насколько удобно работать с программой?
  2. Понятен ли интерфейс пользователю?
  3. Не перегружен ли интерфейс излишней, ненужной информацией? / Достаточно ли данных для выполнения поставленных задач и целей?
  4. Насколько точно отражены названия тех или иных действий, которые требуются от пользователя?
  5. Насколько название или рисунок кнопки соответствует ее реальному действию?
  6. Насколько адекватно система реагирует на действия пользователя?
  7. Указывает ли программа на ошибки в действиях пользователя и насколько удачно решена проблема с неточностью ввода данных, ошибками пользователя и т.д.? Удобен ли для пользователя такой вид реакции системы на ошибки пользователя?
  8. Выполняет ли программа в полной мере те функции, для которых она создавалась?
  9. Требует ли выполнение того или иного действия обращения к справке для уточнения того, что именно следует и как нужно выполнить это действие?
  10. Насколько дизайн интерфейса ориентирован для работы? Насколько цветовое оформление располагает к работе?
  11. Продумана ли структура интерфейса до мелочей, чтобы информация предоставлялась пользователям в доступной понятной форме?
  12. Легко ли пользователю работать с интерфейсом, и находить любую нужную информацию?
  13. Удобно ли расположение рабочих кнопок и элементов?
  14. Все ли элементы интерфейса удобочитаемы и понятны? (т.е. используются понятные и простые слова)
  15. Как быстро система реагирует на запросы пользователя?
  16. Насколько просто обучиться работать с данной программой?
  17. Сложность навигации по программе?

7. Дайте общую оценку вариантов интерфейса с применением метода экспертного оценивания. Использовать не менее 5 критериев.

Экспертное оценивание — процедура получения оценки проблемы на основе группового мнения специалистов (экспертов). Совместное мнение обладает большей точностью, чем индивидуальное мнение каждого из специалистов. Данный метод можно рекомендовать для получения качественных оценок, ранжирования – например для сравнения нескольких проектов по их степени соответствия заданному критерию.
Оценку вариантов интерфейсов с применением метода экспертного оценивания будем проводить с помощью бальной системы, т.е. максимальная оценка критерия оценивания – 5 баллов, минимальная – 0 баллов (критерий не выражен)

Критерий / Рассматриваемый  интерфейс

Интерфейс № 1 (Сталкер (номер 200))

Интерфейс № 2
(Профиль сотрудника)

Простота оформления

4 балла

5 баллов

Ориентированность на пользователя

4 балла

5 баллов

Понятность набора действий

4 балла

4 балла

Проработанность дизайна

4 балла

3 балла

Удобное расположения элементов на форме

3 балла

4 балла

Понятное название и отображение кнопок

4 балла

5 баллов

Простота навигации

4 балла

5 баллов

Похожие статьи:

Не нашли то, что Вам нужно?.. Найдите ответ на форуме!
Категория: Человеко-машинное взаимодействие | Добавил: admin (13.04.2011)
Просмотров: 1409 | Теги: ИПИ, ЧМВ
Сообщество
Помощь
Форма входа
Поиск

Студенческий помощник по информатике © 2024
При цитировании материалов данного сайта, обязательна ссылка на источник: ITstudents.ru



>