- Принцип тождества: «Значения одинаковых языковых выражений в рамках (рассматриваемого) контекста должны совпадать».
Ноздрев был в некотором отношении исторический человек. Ни на одном собрании, где он был, не обходилось без истории.
Из-за рассеянности шахматист не раз на турнирах терял очки.
- Мама, почему это устройство называется проигрыватель?
- Потому что пластинки проигрывает.
- А кто выигрывает?
Стремись уплатить свой долг, и ты достигнешь двоякой цели, ибо тем самым ты его исполнишь.
Переводимы все – прозаик и поэт.
Лишь переводчикам – им перевода нет.
Вот я к Вам приехал в среду,
Но уж больше не приеду!
Ведь попал я на беду
В очень скучную среду.
И могу сказать Вам смело:
«Всех гостей среда заела!»
- Ты идиотка! – в сердцах бросает муж жене.
- Конечно, идиотка! Вышла б замуж за генерала – была бы генеральша.
- Принцип непротиворечия: «Нельзя одновременно принять (в качестве истинного) утверждение А и утверждение «неверно, что А», то есть противоречить самому себе».
Сельский брадобрей живет в селе, жителей которого он обслуживает. По условиям контракта он должен брить всех тех и только тех жителей села, которые не бреются сами. Выполнимы ли условия контракта, и если да, то каким образом? (Популярное изложение парадокса Рассела).
Оружейных дел мастер производит стрелы и щиты. В витрине красуются два рекламных плаката: «Мои стрелы пробивают все, что угодно» и «Мои щиты защищают от всего, что угодно». Честен ли хозяин этого магазина оружия?
Может ли всемогущий Бог создать камень, который Он сам не смог бы поднять?
Правда, что Тим выиграл в лотерею автомобиль? – Правда. Только не Тим, а Том. И не в лотерею, а в карты. И не автомобиль, а загородный дом. И не выиграл, а проиграл.
Осенью дождь полезен и вреден: полезен для грибов и вреден для уборки урожая.
Эта обезьяна безобразна и прекрасна: соответственно для людей и своих сородичей (Гераклит).
Этот человек одновременно тот же и не тот же: он та же личность, что был десять лет назад, но клеточный состав его тела за это время полностью обновился, да и вообще этот человек сильно изменился.
- Принцип исключенного третьего: «Нельзя одновременно отвергнуть высказывания А и «неверно, что А», т.е. ни одно из них не считать истинным (достоверным)».
Завтра будет морское сражение
Завтра не будет морского сражения.
В десятичном разложении числа π встречается двадцать девяток подряд
В десятичном разложении числа π не встречается двадцать девяток подряд.
Нынешний король Франции лыс. Это ложь, следовательно,
Нынешний король Франции не лыс (имеет волосы). Следовательно,
Среди людей, имеющих волосы, имеется нынешний король Франции.
! Закон исключенного третьего не применим, в частности, к высказываниям о случайных будущих событиях, о бесконечных множествах, о несуществующих объектах.
Существующая русалка не существует – ложно, значит,
Существующая русалка существует, значит,
Хоть одна русалка (а именно существующая) существует, значит,
Русалки существуют (по мотивам Ансельма Кентерберийского)
- Принцип достаточного основания (обоснования): «Всякое утверждение должно быть чем-то обосновано, на чем-то основываться, то есть нельзя ничто принимать «просто так», на веру».
Калиф Омар:
Если ваши книги согласны с Кораном, они излишни.
Если ваши книги не согласны с Кораном, они вредны.
Но как излишние, так и вредные вещи следует уничтожать (за ненадобностью).
Поэтому Александрийскую библиотеку (где хранятся ваши книги) следует сжечь.
«Картезианское доказательство»
Винни-Пух и Пятачок решили пойти в гости к Кролику. Винни-Пух стучит в дверь.
Кролик, не желая видеть гостей: «Никого нет».
Пятачок: «Совсем никого?».
Кролик: «Совсем никого!».
Пятачок: «Что ж, Винни-Пух, тогда пойдем еще к кому-нибудь».
Винни-Пух: «Подожди, Пятачок! Там кто-то есть! Ведь кто-то должен был сказать: «Здесь никого нет»!».
Доказательство конечности мира во времени
(Им. Кант, г. Кенигсберг, Восточная Пруссия)
Пусть мир бесконечен во времени, в частности, не имеет начала. Тогда до настоящего момента прошла бесконечность следующих друг за другом моментов времени. Но тогда прошел бы и настоящий момент времени, ибо бесконечность именно в том и состоит, что охватывает собой все множество всех возможных моментов времени. Протекшая (по допущению – до настоящего момента времени) бесконечность не может оборваться на каком-то конкретном моменте. Следовательно, мир не может быть бесконечным во времени (в прошлое). Следовательно, мир имеет начало во времени.
Доказательство невозможности существования многого
(Зенон, г. Элея, Древняя Греция)
Пусть существует многое (множество вещей). Тогда их число ограниченно, ибо их столько, сколько их есть, не больше, и не меньше. В то же время их число должно быть неограниченным, ибо между любыми двумя вещами будут еще вещи, между ними, в свою очередь, еще другие вещи, и так до бесконечности. Поэтому невозможно себе помыслить существование многого.