Рынки
Признаки |
Рынок свободной конкуренции |
Рынок чистой монополии |
Рынок монополистической конкуренции |
Рынок олигополии |
Число предприятий на рынке |
Множество фирм и их незначительные размеры |
Чистый монополист контролирует весь объем выпуска товаров |
Большое число продавцов; небольшая доля фирмы в рыночном предложении; |
На рынке доминирует небольшое количество фирм. |
Тип товара |
Однотипная (стандартизированная) продукция |
Уникальный, без заменителей |
Дифференциация продукта; замещение благ высокое, но не абсолютное; |
Однородный продукт (чистая олигополия) или дифференциальный продукт (дифференциальная олигополия). |
Контроль за ценой |
Число рыночных субъектов очень велико, вклад каждого производителя в общий объем производства ничтожно мал, так же как и спрос отдельного потребителя. Это означает, что каждый из них в отдельности не в состоянии повлиять на цену товара. Рыночную цену они формируют лишь совместными действиями. |
Чистый монополист, контролируя весь объем выпуска товаров, в состоянии управлять ценой, изменять ее в любом направлении; |
Фирмы обладают ограниченной рыночной властью. |
Фирмы обладают крупными рыночными долями и потому имеют значительную рыночную власть над ценой. Каждая фирма вынуждена считаться с возможной реакцией своих конкурентов при определении цены и объема выпуска. |
Условия вступления в отрасль |
Легкие условия для входа в отрасль и выхода из нее других фирм. |
Чистая монополия ограждена от конкуренции высокими входными барьерами |
Относительно свободный вход на рынок и выход из него; издержки входа выше, чем при совершенной конкуренции; отсутствие отраслевых барьеров. |
Ограниченный доступ в отрасль (существуют значительные барьеры для входа новых фирм в отрасль). |
Ценовая конкуренция |
Отсутствует ценовая конкуренция между продавцами. |
Отсутствует |
Незначительная |
Ограничена взаимозависимостью фирм, но может быть ярко выражена |
Неценовая конкуренция |
Отсутствует |
Отсутствует |
Имеет большое значение |
Присутствует, особенно в условиях дифференциации продукции |
Кривая спроса |
Спрос на продукцию отдельной фирмы в условиях совершенной конкуренции абсолютно эластичен, кривая спроса – горизонтальная линия. |
кривая спроса на продукцию монополиста имеет классический вид и совпадает с кривой рыночного спроса. |
Убывающая кривая спроса |
Кривая спроса каждой такой фирмы имеет «падающий» характер |
Взаимодействие фирм |
Полная информированность всех участников рынка относительно изменения цен и свойств товаров |
Чистый монополист контролирует весь рынок, взаимодействия нет |
Автономность поведения фирм приводит к отсутствию сговора; свобода принятия решений; отсутствие стратегического поведения. |
Главная черта олигопольного рынка — в тесной и сознательной взаимосвязи и взаимозависимости фирмдруг от друга. |